Свежая прошивка 46-летних аппаратов «Вояджер» должна продлить срок их жизни ещё на несколько лет

NASA сообщило, что специалисты подготовили и отправили на космические зонды «Вояджер-1» и «Вояджер-2» программные заплатки, которые позволят как минимум на пять лет продлить работу аппаратов. Патчи устраняют две потенциальные проблемы, одна из которых связана с работой двигателей коррекции, а вторая — с искажением передаваемой на Землю телеметрии.

Свежая прошивка 46-летних аппаратов «Вояджер» должна продлить срок их жизни ещё на несколько лет

Источник изображения: NASA

Сегодня оба зонда движутся вне пределов гелиосферы Солнечной системы на удалении 24 и 19 млрд км (первым летит «Вояджер-1»). Радиосигнал до «Вояджера-2» идёт 18 часов. Команда на обновление с микрокодом передана несколько часов назад. Первый запуск с обновлённой прошивкой ожидается примерно через двое суток. «Вояджер-1» пока не будет обновляться. Он находится дальше своего собрата и поэтому более ценен с точки зрения сбора научных данных. Он подождёт пробного запуска нового микрокода на «Вояджере-2», и если всё пройдёт успешно, тоже получит обновление.

Исправлением микрокода инженеры намерены устранить две опасности для космических зондов, которые первыми в истории Земли вышли в межзвёздное пространство. Обоим аппаратам исполнилось по 46 лет. Это само по себе чудо, что компьютерные платформы образца 1977 года до сих пор работают фактически в автоматическом режиме. Вмешательство людей оказалось для них большей угрозой, чем самостоятельная работа. Напомним, летом этого года на зонд «Вояджера-2» была отправлена ошибочная команда, и это прервало связь с Землёй. Связь была восстановлена, но зонд мог бы решить эту проблему даже без вмешательства людей.

Но никакая компьютерная система не защищена от сбоев. В прошлом году «Вояджер-1» стал присылать на землю искажённую телеметрию, хотя все его бортовые системы работали нормально. Причины этого всё ещё остаются неясными. По какой-то причине система управления ориентацией зонда — AACS (attitude articulation and control system) — вместо передачи команд на исполнение начала записывать их в память бортового компьютера. Команды на исполнение пропускались, хотя на Землю шли другие отчёты, что вызвало отрыв телеметрии от реальности.

Для устранения подобного в будущем инженеры внесли исправление в микрокод и надеются, что это позволит избежать подобного на втором аппарате и не приведёт к повторению ситуации на первом.

Вторая проблема, которую должен исправить новый патч — это засорение топливопроводов двигателей ориентации остатками топлива. Топливо подаётся по основным топлипроводам к двигателям и распределяется внутри двигателей по более тонким внутренним топлипроводам, которые в 25 раз уже основных. За десятилетия работы двигателей ориентации зондов, которые отвечают за точное направление антенн на Землю, в узких внутренних трубках накопились остатки топлива. Это может помешать работе двигателей и рано или поздно приведёт к потере зондов. Чтобы отодвинуть этот момент как можно дальше в будущее, предложено чуть сильнее раскручивать зонды в процессе ориентации.

Исправление позволит вращать зонды примерно на 1 ° сильнее по оси. Это будет на время прерывать связь с Землёй, но должно помочь в инерционном проталкивании остатков топлива дальше по трубопроводам. Инженеры подсчитали, что частичная потеря связи и передачи научных данных в итоге будет компенсирована увеличенным сроком жизни зондов. Исправление позволит, как минимум, на пять лет продлить жизнь обоим «Вояджерам». Правда, с питанием у обоих зондов становится всё хуже и хуже и энергии в полном объёме должно хватить лишь на три года. Но это уже другая история.

Источник: 3dnews.ru